Алёна Чубарова

БОГОДЕЛЬНЯ ИМЕНИ КОРОЛЯ АРТУРА

По мотивами повести Виктории Л.Жуковой «Вересковый мёд»

 

Действующие лица:

ВАЛЕНТИНА – женщина неопределенного возраста, домашняя, зачуханная выглядит старше своих лет; приодетая, напомаженная, соответственно, моложе, во втором действии все моложе и моложе.

НАТАШКА – соседка Валентины, молодая безалаберная мать-одиночка.

СЕЛЬФ – толи эльф, толи троль, толи хоббит.

МИЛЬ – младший брат Сельфа.

ТАТЬЯНА –кокетливая дама, сначала пожилая, потом моложавая.

ПЕТР – пожилой мужчина, бывший чернобылец.

ДЕНИС - старичок

ОБРАЗ ИГОРЯ – образ мужчины, с которым Валентина встречалась в Москве.

Люди в белых халатах.,

Эльфы-тролли-хоббиты  - хозяева и пожилые люди - обитатели «дома для престарелых»

 

ДЕЙСТВИЕ 1

Обычная Московская квартира среднего достатка. Дверь  в кухню. На отдельном столике стоит прибор, отдаленно напоминающий телефон. В другом углу комнаты, с гораздо меньшей помпезностью стоит обычный телефонный аппарат. В коридоре у дверей еще один аппарат – домофон. Первый телефон «звонит». Из кухни выбегает женщина, на ходу вытирая кухонным полотенцем  руки

 

ВАЛЕНТИНА. Алле...

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС (беспредельно вежливо). Кто у аппарата? 

ВАЛЕНТИНА. Я... А-а-а… Валя…

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС (еще более вежливо). Номер  паспорта, адрес, индивидуальный номер в пенсионном фонде.

ВАЛЕНТИНА. Что?.. А… Сейчас… 45 05 012818, улица Шипиловская, дом 6 квартира 21, …..№ пенсионного

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Большое спасибо. (Короткие гудки).

Валентина вертит «трубку» в руках, качает головой, осторожно кладет  на рычаг. Затем осторожно гладит сверкающий никелевый приборчик. Говорит толи с восторгом, толи с опаской.

ВАЛЕНТИНА. Как далеко зашли технологии… А какую заботу проявляет о своем народе…   государство. Раздают одиноким пенсионерам такие… современные приборы… А еще говорят, что при советской власти было лучше. Направляется к кухне. Телефон звонит снова, она возвращается, «Алле».

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Приложите, пожалуйста, запястье к микрофону. ВАЛЕНТИНА. Зачем?

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. В целях контроля состояния Вашего здоровья.

Женщина выполняет. Из трубки раздается приятная музыка.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Выпейте, пожалуйста, привычное лекарство, снижающее давление, Ваше давление выше разрешенного московским правительством.

ВАЛЕНТИНА. Но я сейчас себя хорошо чувствую!

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС (также вежливо, как и раньше, даже нежно). Если Вы не снизите давление до разрешенного уровня, последуют незамедлительные кары в виде отключения отопления или электричества. (Короткие гудки.)

У женщины подкашиваются ноги, она кидается к аптечке, вытряхивает все содержимое, находит лекарство, выпивает. Некоторое время молча сидит в состоянии полной растерянности.

ВАЛЕНТИНА. Пожалуй, пирог я печь сегодня не буду… Надо тесто убрать в морозилку… Надо прилечь… Нет… Сначала позвонить… (Она идет к новому телефону, передумывает, подходит к старому, снимает трубку, трясет ее, нажимает на рычаги. Бесполезно. Телефон не работает). Может быть, совпадение?.. (Подумав, подходит к  новому аппарату кладет руку на корпус.)

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. С каким номером Вы хотите произвести соединение?

ВАЛЕНТИНА (чуть помешкав). 375-59-17.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Соединение произведено не будет.

ВАЛЕНТИНА. Как? Почему?…Это моя подруга!

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Разговор с данным абонентом приведет к дестабилизации артериального давления. (Короткие гудки.)

ВАЛЕНТИНА. Подождите!..  Но… Я…

Трубка вдруг делается горячей и тяжелой. Женщина в ужасе бросает ее на рычаг, стоит совершенно ошарашенная, снова хватает трубку

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. С каким номером Вы хотите произвести соединение?

ВАЛЕНТИНА. 8 – 916-494-06-49… С этим можно? Пожалуйста!

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Соединяю.

ВАЛЕНТИНА. Игорь! Господи, слава Богу! Прости, что я тебя беспокою, но… Да случилось, мне срочно нужно с тобой поговорить… Мне вчера новый аппарат поставили… Алле, Алле…

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Соединение прервано. Общение на данную тему приведет к повышению артериального давления.

ВАЛЕНТИНА. Господи, они еще и подслушивают…

Кидается к входной двери.

 

Лестничная площадка обыкновенного Московского дома. Валентина звонит в ближайшую дверь. В ответ лает собака. Звонит в следующую, никто не открывает, но из-за дверей доносятся рыдания проснувшегося ребенка.

ВАЛЕНТИНА. Наташка? Наташка!.. Опять ты пацана своего одного оставила?.. Ну, Наташка… Ох уж эти молодые матери!.. Стасик? Стасик, не плач, милый!.. Мама сейчас придет… Это тетя Валя. Тетя Валя, из сто шестой квартиры! Да-да, те-тя Ва-ля…. А у меня для тебя подарок есть!.. Слышишь, Стасик? Мне зайчика, подарили на день рождения. А я уже взрослая тетенька, я в игрушки не играю. Я тебе его подарю, хорошо?.. (Плач ребенка становится тише.) Он еще, зайчонок этот, песенку поет. Ему на живот нажимаешь, и он поет: (Поет, пытаясь подражать голосу игрушечного зайца.) «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит, настоящий верный друг!» Ой, я сейчас принесу, он громко поет, ты услышишь… (Бросается в свою квартиру, возвращается с игрушечным зайчиком в руках. Перед дверью жмет зайцу на живот. Слова детской песенки разобрать практически невозможно, но радостная мелодия звучит довольно громко. С сумками в руках появляется Наташка.)

НАТАШКА (смущенно оправдываясь). Ой, тетя Валь… Спасибо… А я думала успею, пока он спит…

ВАЛЕНТИНА (перекрикивая поющую игрушку). У тебя телефон обычный?

НАТАШКА. В смысле?

ВАЛЕНТИНА. Ну, не этот новый, который вообще на телефон не похож?

НАТАШКА. А, это который по телевизору показывали?

ВАЛЕНТИНА. Ну да, да…

НАТАШКА. Не, у меня простой.

ВАЛЕНТИНА. Быстрее же открывай! Давай ключ, помогу. Мне позвонить срочно…

НАТАШКА. Только ко мне нельзя. Там не убрано очень… После вчерашнего…

ВАЛЕНТИНА. Да мне только позвонить!!!

НАТАШКА. А я сейчас трубку вынесу. Сейчас...

Наташка исчезает за дверью. Замолкнувшая игрушка в руках Валентины приводит ее в себя. Она снова звонит в квартиру. Наташка выносит ей обычную телефонную трубку. Валентина судорожно набирает номер Игоря.

ВАЛЕНТИНА. Недоступен… (Набирает номер Аси) Алле!.. Алле, Ася! Да бери же ты трубку, чертова кукла!

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ГОЛОС. Соединение произведено не будет. Связь с данным абонентом временно прекращена. В целях охраны здоровья граждан московским правительством принят новый закон за номером АЧ 46/71 для поддержки малоимущих, одиноких пенсионеров, находящихся в зоне риска. (Короткие гудки..)

ВАЛЕНТИНА (истошно кричит). Нет! Не-е-ет! (Оседает на пол.)

Перепуганная Наташка выскакивает из квартиры.

НАТАШКА. Тетя Валь, Что с Вами? Ой, да что же это… Сейчас. Сейчас я валидольчику.

(Валентина остановившимися глазами смотрит в стену, короткие гудки заполняют собой пространство. Наташка возвращается с валидолом, дает таблетку, забирает телефон. В квартире снова плачет ребенок.)

ВАЛЕНТИНА. Ничего, ничего… Обойдется… Иди к Стасику. Иди, иди… Нет. Стой. Вот: зайчик. Я ему обещала… подарить. Возьми… На…

Валентина с трудом поднимается, и, пошатываясь, бредет к себе.

 

 

Снова квартира Валентины. Женщина еле доходит до стула. Что-то сообразив, вдруг начинает судорожно искать. Находит записную книжку.

ВАЛЕНТИНА. Нет. Бесполезно. И с этим не соединят… А если… Нет. Главное, спокойствие. Кто из соседей находится в таком же положении? С пятого этажа… Надо сходить на разведку.

Слышится стрекот домофона. Не сразу, но все же она снимает трубку. Из домофона доносятся неопределенные звуки.

ВАЛЕНТИНА. У меня сломан домофон. И я не слышу, что Вы говорите. И я вам не открою.

Кладет трубку. Домофон снова настоятельно стрекочет.

А впрочем… Хуже уже не будет… Или вдруг это Ася? Она тоже не смогла мне дозвониться и решила приехать! (Радостно.) Ну, конечно, это Ася! (Нажимает кнопку, открывающую дверь подъезда, открывает и свою входную дверь). Раз и у нее поставили это… чудо техники, мы вот что сделаем, мы поедем с Асей в собес, напишем заявление, и откажемся…

Несколько парней в белых халатах быстро вбегают в квартиру, Валентина испуганно пятится в кухню. Но ее уже кладут на диван, задирают рукав, измеряют давление, набирают в шприц лекарство. ищут вену и, тихо сквозь зубы матерясь, делают укол за уколом. Свет медленно гаснет. В полной темноте слышится «Повезли».

 

 

В медленно набирающемся свете абсолютно идиллический пейзаж.  Валентина лежит посреди лужайки цветущего вереска, обнимая небольшой пенек. Над ней склонилось маленького роста существо с огромными ресницами (МИЛЬ). Рядом с ним стоит другое, крупнее, мужественнее, но такое же странное, как и первое (СЕЛЬФ). Чуть поодаль, не подавая признаков жизни, лежит старичок бомжового типа.

МИЛЬ (очень высоким голосом). Кроме безобразного отношения властей к погоде, все остальное вам здесь может понравиться.

ВАЛЕНТИНА. Ой… Чур меня… чур-чур.

МИЛЬ. Ну вот, раскричалась, почему вы, новенькие, все такие… психованные?

СЕЛЬФ. Разрешите представиться: Сельф. А этого безобразника зовут Миль. Он еще маленький. Поэтому не всегда удачно шутит.

ВАЛЕНТИНА (пытаясь подняться). Где я?

СЕЛЬФ. В Шотландии. Здесь открылся пансионат для престарелых, и из Москвы везут сюда.

ВАЛЕНТИНА. Из Москвы? Сюда?.. А почему сюда? (Пытается осмотреться.) Меня дома ждут, у меня тесто в морозилке… Я хочу назад.

МИЛЬ. Кому вы там нужны? К нам ведь только одиноких направляют. Не волнуйтесь, все абсолютно законно, это такая новая программа вашего правительства.

СЕЛЬФ. У вас там вроде с медициной плохо, вот мы и предложили помочь. Поднимайтесь, пойдемте.

МИЛЬ. (пытается поднять Валентину, которая ему явно не по весу.) Я уже несколько раз писал в Совет, либо предоставляйте транспорт, либо прекращайте такое безобразное перемещение. Куда это годится, выкинули, а нам подбирай, транспортируй…

СЕЛЬФ. Миль, оставь, я сам. Займись лучше вторым новеньким.

Миль отходит к лежащему в стороне старичку.

ВАЛЕНТИНА. Не надо. Я сама. А где у вас телефон? Дом престарелых… Ничего себе… Мне надо срочно позвонить, тут какая-то ошибка, меня перепутали с кем-то.

СЕЛЬФ (помогая ей подняться). Ошибка исключена. Идемте.

ВАЛЕНТИНА (подчиняясь). Но мне действительно необходимо позвонить... Есть Игорь! Есть Ася! Они будут волноваться… Почему мне нельзя позвонить?.. Вы кто?.. Вы бандиты?.. Я не подписывала никаких бумаг. Я имею право знать!

СЕЛЬФ (останавливаясь). Ну, хорошо. Присядем вот на этот валун. Садитесь, садитесь.

(Валун оказывается с двумя выбоинами и напоминал экзотическую лавочку. Сельф непонятно откуда вытаскивает две яркие жестянки. Учтиво поклонившись, откупоривает свою банку, вторую предлагает даме.)

ВАЛЕНТИНА. Что это?

СЕЛЬФ. Вересковый мед. Пейте, очень полезный напиток.

ВАЛЕНТИНА. Спасибо. Я не хочу. Признаться, Вы не очень походи на… санитаров…. Я бы хотела понять, где я.

СЕЛЬФ. В вашем мире кем только нас не называют… эльфами, тролями, хоббитами. (Отхлебнув из банки) Живем мы на земле довольно давно, но с людьми стараемся не пересекаться. Время для нас ничего не значит. У нас нет такого понятия. Пространство есть, время же представляется седым туманом, в дымке которого то пропадают, то возникают сюжеты человеческой истории. Я, например, помню еще правление Генрихов, Марию Стюарт и все ваши бесчисленные войны.

ВАЛЕНТИНА. Марию Стюарт?…

СЕЛЬФ. Мы, знаете ли, великие лентяи, и к людям относимся скорее как к сообществу муравьев или даже москитов. Только не обижайтесь… Много суеты, но на уровне инстинктов. Разум весьма примитивный, сведений накопили множество, а связать воедино не могут. В наших кругах звучит, как анекдот, ваши попытки исследовать снежного человека. Зачатки гипноза – мировая сенсация, вакцина от чумы – Нобелевская премия, а это, кстати, тоже наша заслуга, подкидываем вам понемножку. Вы нам не конкуренты. Например, пространство интересно нам в вертикальном смысле. Из наших убежищ хорошо видно небо, поэтому астрономией мы овладели еще в розовые века, контакты с другими цивилизациями вселенной тоже давно налажены. Пытались передать свои знания людям, даже вышли на английское правительство и подготовили в парламенте доклад, но нас освистали, как же, другие, непохожие. Потом явились военные, попробовали арестовать докладчика, начали нести какую-то чушь о военной тайне, шпионах, инквизиции… впрочем, простите, последнее было несколько раньше.

ВАЛЕНТИНА. Инквизиция…

СЕЛЬФ. Нас как то пытались приспособить для подземных работ, (смеется) не вышло. Сейчас соблюдаем полувоенный нейтралитет. У нас, к счастью, иммунитет почти против всех человеческих болезней, к радиации и прочим ядам мы не чувствительны, нас побаиваются, и, кстати, правильно делают. Народу нас стараются не показывать, полное замалчивание на уровне государственной тайны. Сейчас пытаемся  осторожно выйти  на другие государства. Заключили договор с вашим правительством…

ВАЛЕНТИНА. Договор…

СЕЛЬФ. Угу. Забираем одиноких стариков, устраиваем дома престарелых.  Получаем, лечим и смотрим, способны ли воспринимать нашу реальность. Способны – рассматриваем как потенциальных союзников, а нет… А нет – вечный вам праздник. Ваше правительство гоняется за вашим жильем, хотя убей не пойму за чем гоняться. Я видел фотографии, - ужас. У нас последний преступник не позарится на такое. Так что все официально.

ВАЛЕНТИНА. Но моего желания никто не спрашивал!.. Ах, да, мы же – муравьи, москиты.

СЕЛЬФ. Мы предлагали другую схему, но ваше правительство…

ВАЛЕНТИНА. Эти новые аппараты! Вот оно…

СЕЛЬФ. Не переживайте, Вам у нас понравится. Идемте. (Встает, подает ей руку.)

ВАЛЕНТИНА. Подождите, Вы сказали, что жили во разные времена… А в шестом веке тоже?..

СЕЛЬФ. И в шестом, и гораздо раньше, а что?

ВАЛЕНИТНА. Понимаете, меня всю жизнь мучил один вопрос, существовал ли на самом деле король Артур? Или это только легенда?

СЕЛЬФ. Что?

ВАЛЕНТИНА. Круглый стол, Мерлин, Игрейна, Вивиана, Моргана… И самое главное: ну там еще была чаша Грааля… Ее нашли?

Сельф, осознав сущность вопроса, вдруг  захохотал так, что  начал заикаться

СЕЛЬФ. П-п-прелесть какая, ах, ну надо же, никто и не поверит. Как ты сказала? Артур? Ах-ха-ха!! Миль! Миль, ты где? Скорее сюда, давай быстрее, да оставь ты его, не убежит, (подошедшему  Милю) послушай, что мучило нашу гостью всю жизнь! Сама жизнь ее не волнует, ее проблемы нашего Артура достали, нашел или не нашел он чашу Грааля. Нет, обязательно на слушания вынесу, а то и статью напишу. «Что мучит одиноких женщин России в постсоветскую эпоху», или еще как-нибудь сформулирую.

ВАЛЕНТИНА (обидевшись). Как вам не стыдно, я может этим жила, я всех авторов перечитала на эту тему. Все библиотеки перелапатила.

 

и с                     согласна, я с ней даже переписывалась, мое мнение такое же, Артур жил в Шотландии».

Она горячится и  размахивает руками. Сельф, отсмеявшись, похлопал Валентину по плечу, достает часы и укоризненно качает головой.

СЕЛЬФ. Выбились из графика, нас ждут. А тебе еще надо переодеться. Предлагаю перейти на «ты». Ты – первая новенькая, которая мне так симпатична.

Уходит, увлекая за собой Валентину. Миль утаскивает так и не пришедшего в сознание второго новенького - старика.

 

Лужайка около дома. Среди зелени стоят столы, на лавках сидят старики и старухи. Одеты все однотипно, опрятно и даже кокетливо. Все кажутся здоровыми и довольными. Застолье только что началось. Появляется ВАЛЕНТИНА, теперь она одета в местную одежду, не то что бы форму, но общий стиль заметен. Ее сопровождает Сельф. При их появлении обедающие на время замолкают, оценивая любопытствующим взглядом вновь прибывшую, но не надолго, очевидно, новенькие здесь не редко.

СЕЛЬФ (как всегда, с усмешкой). Не исключено, что здесь окажутся знакомые… После обеда тебе Миль покажет тебе твою комнату. (Уходит)

Валентина высматривает свободное место за столами. Неожиданно одна из женщин (ТАТЬЯНА) машет ей рукой.

ТАТЬЯНА. Идите сюда! Здесь свободно… Вы ведь Валентина? Вы на Шипиловской жили?

ВАЛЕНТИНА. Да, на Шипиловской… А откуда Вы знаете?

ТАТЬЯНА. А я Татьяна! Я к Вашей соседке приходила, мы с ней работали вместе…

ВАЛЕНТИНА. Да-да, припоминаю. Татьяна…

ТАТЬЯНА. Да можно без отчества. Ладно уж…

ВАЛЕНТИНА. Вы здесь давно? Здесь есть телефон? Мне позвонить очень надо.

ТАТЬЯНА. Телефон?.. Не знаю, по-моему, нет. Да и зачем? Здесь все одинокие, кому нам звонить… (По секрету.) Но общество здесь вполне приличное! Все в свое время закончили престижные московские вузы, работники различных НИИ. Никаких пролетариев! Ни одного! Сплошная интеллигенция.

ВАЛЕНТИНА. Да что Вы говорите?

ТАТЬЯНА. Правда, женщин гораздо больше чем мужчин… По вечерам, на большой веранде, танцы… Партнеров катастрофически не хватает. Просто беда! И новенькие мужчины адаптируются ну так долго…

ВАЛЕНТИНА. А местные?

ТАТЬЯНА. Хозяева? О! Они просто душки! Хотя все как один маленького роста, но… (Как страшную тайну) Некоторые наши дамы так с ними кокетничают! Просто смотреть неприлично… Поначалу то артрит, колит, радикулит… Все с букетами болячек! Но как только оклемаются…

Из-за соседнего стола к ним  подсаживается седой суховатый мужчина (ПЕТР)

ПЕТР. Татьяна Александровна опять сплетничает?

ТАТЬЯНА. И вовсе и нет, Петр Вениаминович. Я ввожу новенькую в курс наших дел.

(Представляет Валентину). Валентина.

ПЕТР. Очень приятно. Петр.

ВАЛЕНТИНА. Гм… Валя… в смысле, Валентина.

ПЕТР. А Вы тоже как-то с Чернобылем связаны?

ВАЛЕНТИНА. Да нет. А почему тоже?

ПЕТР. Почти все тут бывшие инженеры, а мужчины – через одного Чернобыльцы. Такая вот странная случайность…

ВАЛЕНТИНА. Вы думаете, это как-то связано с отбором?

ПЕТР. Избыток случайностей уже закономерность.

Появляется МИЛЬ. Подходит к Валентине.

МИЛЬ. Если вы уже пообедали. Я бы хотел показать вашу комнату.

ПЕТР. Еще увидимся. (Уходит.)

ТАТЬЯНА (вслед уходящему Петру). Я же говорила, мужчины плохо адаптируются.

МИЛЬ (Валентине). Я могу прийти за Вами позже.

ВАЛЕНТИНА. Я готова, не надо позже… До свидания, Татьяна Александровна. (Уходит с Милем)

 

Зеленая беседка на территории «Дома престарелых». Вокруг фантастической красоты пейзаж. На огромном валуне, чем-то напоминающем кресло-качалку сидит Валентина, она заметно похорошела. В ней уже трудно признать вчерашнюю пенсионерку. Что-то пишет.

ВАЛЕНТИНА. …брожу по холмам, слушаю пенье птиц, смотрю, как тучи насекомых вьются над печальными цветами… сижу на огромных теплых валунах и наслаждаюсь, наслаждаюсь покоем… Я отвыкла от простора, глаз все норовит зацепиться за стены, потолок, заблудиться в тесном коридорчике, легкие отвыкли от потоков чистого воздуха, уши – от тишины… Все здесь так мило, все кажется идеальным, как будто Господь Бог все устроил специально,  чтобы отогреть меня в этой обители. И все же я скучаю. Очень скучаю по дому.

Незаметно для нее сзади подходит Петр.

ПЕТР. Кха-кха…

ВАЛЕНТИНА. Сельф?

ПЕТР. Это я… Простите, что помешал. Невольно подслушал… Очень красиво! Дневник?

ВАЛЕНТИНА. Письмо. А. Может и дневник… Ведь здесь ни телефонов, ни компьютеров. Ни даже почтовых ящиков. Мы будто на другой планете.

ПЕТР. Да уж…

ВАЛЕНИНА. Вы давно здесь?

ПЕТР. Порядком.

ВАЛЕНТИНА. Как Вы думаете, для чего мы здесь, что с нас потребуют, как мы должны будем отблагодарить своих хозяев?

ПЕТР. Я лично пока не могу ответить на этот вопрос. Могу озвучить мнение большинства.

ВАЛЕНТИНА. Озвучьте, очень интересно.

ПЕТР. Вариант первый. Уже своей мученической жизнью мы все  заслужили этот покой.

ВАЛЕНТИНА. Высшая справедливость в действии?

ПЕТР. Вариант второй. Это великая гуманитарная акция, и наше правительство видимо платит за избранных, чтобы они, то есть мы, смогли дожить свой век в холе и неге.

ВАЛЕНТИНА. Справедливость от правительства? Ну, уж это совсем фантастика.

ПЕТР. Еще есть мнения, что не мы им, а они, эти хозяева, непонятно какой масти, должны быть благодарны нам всем, решившимся на это, и позволившим ставить над собой подобные эксперименты.

ВАЛЕНТИНА (с иронией). А что, кто-то попал сюда добровольно?

ПЕТР. Об этом, похоже, многие забыли…(С ироничным пафосом, передразнивая кого-то.) Мы ведь не всякие там сявки, а ИТР… Институты, которые мы заканчивали, пользовались во всем мире большим уважением, недаром в них учились самые способные студенты из всех стран. Правда, таких образин, как теперешние хозяева, там не было, тем более, должны быть благодарны, что столь уважаемые люди согласились приехать сюда.

ВАЛЕНТИНА. Согласились? Как будто кого-нибудь спрашивали… Нашим властям остаются наши квартиры, минус расходы на пенсию, субсидии и прочие пособия. Но хозяевам то, какой резон?

ПЕТР. И почему здесь так много чернобыльцев?. Ой, не нравится мне все это..

Появляется Сельф. Валентина видит его через плечо Петра, встает ему навстречу. Петр чувствует себя лишним, не прощаясь, уходит.

СЕЛЬФ. Ну, как, привыкаешь к местной жизни?

ВАЛЕНТИНА. Почему Вас так долго не было?

Как и в первый раз Сельф непонятно откуда достает две банки верескового меда.

СЕЛЬФ. Угощайся. И мы же перешли на «ты»…

ВАЛЕНТИНА. Да…Спасибо.

СЕЛЬФ. Все еще тоскуешь?

ВАЛЕНТИНА. Дело в том, что…

СЕЛЬФ. Еще неделя, другая. Женщины адаптируются быстро.

ВАЛЕНТИНА (решившись). Я должна кое в чем признаться.

СЕЛЬФ (с усмешкой). Что же ты такое натворили?

ВАЛЕНТИНА. Не смейся. Я… Я заняла здесь чужое место.

СЕЛЬФ. Ошибки исключены.

ВАЛЕНТИНА (говорит скороговоркой, как заранее отрепетированную роль). Вы ведь забираете только одиноких стариков?

СЕЛЬФ. Согласно договору с вашим правительством.

ВАЛЕНТИНА (говорит скороговоркой, как заранее отрепетированную роль). Я, конечно, тоже пенсионерка, но балетная, а значит это, что мне чуть больше сорока. Я еще долго могла бы танцевать в кордебалете, но слабое сердце, начали опухать ноги, и Игорь настоял на уходе.

СЕЛЬФ. Игорь?

ВАЛЕНТИНА. Формально я одинокая, но… У меня есть мужчина, то есть был, там, в Москве… (Перехватив недоверчивый взгляд.) Что? В это трудно поверить?

СЕЛЬФ. Вовсе нет.

ВАЛЕНТИНА. Все началось с того злосчастного телефона. Соседка, ей за 70, заключила договор с городом по поводу своей квартиры, но у нее заболела сестра в Курске, пришлось ехать. А мне достались цветы и доверенность на проведение всяких операций. Когда я вытащила из соседкиного почтового ящика извещение на смену телефонного аппарата, то решила помочь и самой принять мастера, а потом  перетащила аппарат в свою квартиру. Было любопытно, да и приборчик выглядел богато, просто понравился. Ну и с этого начались все приключения, все это я поняла только вчера, ужаснулась и решила… признаться. Надо обязательно поменять нас обратно, когда соседка окажется в Москве.

СЕЛЬФ (Заинтересованно и внимательно, по новому разглядывая Валентину).

Странно, ошибок раньше никогда не было. Я наведу справки... А то оставайся, зачем тебе в эту пыльную Москву? Здесь просторы, воздух, тишина… Может, это не ошибка, а судьба?

ВАЛЕНТИНА. У меня в Москве Ася и… Игорь.

СЕЛЬФ. Понимаю. Именно поэтому мы забираем только одиноких… Да не грусти ты так. Хочешь, признание за признание?

ВАЛЕНТИНА. Хочу.

СЕЛЬФ. Мы ведь можем тебе и здесь мужа найти, если захочешь, конечно.

ВАЛЕНТИНА. Нашим дамам и без меня мужчин не хватает.

СЕЛЬФ. Я о наших, о местных. Сейчас открою тебе страшную тайну: у нас очень много детей от местных женщин. Знаете, как это бывает, едет женщина проселочной дорогой, вдруг колесо там, карбюратер, а тут из кустов выходит кто-нибудь из наших, красивый, вальяжный… У нас для этих целей несколько вилл по Англии и Шотландии понастроено. Охотничьи домики… поживет-поживет дама в таком вот домишке, прислуга вышколена, еда выше всяких похвал…

ВАЛЕНТИНА. Но как?.. Ведь вы, мягко говоря, весьма своеобразные, вернее сильно от нас отличаетесь, как же женщины-то?..

СЕЛЬФ. Это как раз не существенно. Главное ДНК, а она одинаковая. Ваши женщины вполне могут наших детишек выносить, правда, у матерей мы их забираем в наш детский сад.

ВАЛЕНТИНА. Это жестоко, бедные матери!

СЕЛЬФ. Она все забывает, как сон.  А что касается внешнего вида… (Хитро улыбнулся, вскочил) Тебе вот, какие мужчины  нравятся? Думай, еще, еще… Образ держи в голове…

Неожиданно. Будто что-то моргнуло и на месте Сельфа оказывается… Игорь.

ВАЛЕНТИНА. Господи! Игорь! Как ты здесь?.. Что в Москве?.. Ты искал меня? Нет?

Что-то вновь моргнуло, и снова на месте Игоря Сельф, сияет, наслаждаясь произведенным эффектом.

ВАЛЕНТИНА (еще не придя в себя, растеряно). Вы, вернее ты, только в Игоря можешь… переделываться? А если другим женщинам другие нравятся? Игорь ведь далеко не красавец.

СЕЛЬФ (недоуменно пожимая плечами). Ну, хорошо, представь еще кого-нибудь.

ВАЛЕНТИНА. Так ты в любого? Тогда понятно, прости, с перепугу не сообразила. У-у-у, обольстители! Этак вы всех наших женщин… Слушай, а долго ты можешь в этом образе держаться?

СЕЛЬФ. Пока есть заказ со стороны женщины.

ВАЛЕНТИНА. Знаешь, у нас есть сказка такая «Аленький цветочек», там тоже похожая ситуация.

СЕЛЬФ. Таких сказок много по миру. Ты вот вернешься в Москву, решишь описать свои впечатления… Чем не сказка? Так и получится из тебя великий детский писатель, еще Артура помянешь, Грааль…

 Весело хохочет, потом серьезно.

ВАЛЕНТИНА. Да, про Артура! Пока я здесь. Ты мне должен успеть все рассказать.

СЕЛЬФ. Пока ты здесь… Ладно, я все выясню. Отдыхай пака, набирайся сил, завтра спустишься к врачам, поправим твое сердце, заодно Миль покажет наши дворцы. Мне будет жаль, если ты уйдешь от нас. А теперь извини, меня ждут.

ВАЛЕНТИНА. Подожди! Еще один вопрос. Почему здесь так много чернобыльцев?

СЕЛЬФ. В следующий раз.

Исчезает так же внезапно, как и появился. Валентина крутит головой, никого не видит, допивает своей мед, уходит.

 

 

ДЕЙСТВИЕ 2

Светлая просторная комната Валентины в «Доме престарелых». На подоконнике букет цветов. Женщина выглядит раза в два моложе, чем в начале 1 действия. Вместо глубокой старухи, какой она чувствовала себя в Москве, почти девушка. Она делает гимнастику. Любуясь на нее, в окно заглядывает Петр.

ВАЛЕНТИНА (не прекращая упражнений). Доброе утро, Петр! Я вовсе не сержусь, что вы подглядываете…

ПЕТР. Да я и не собирался подглядывать… У вас цветы вот на краю, могли упасть… Я поправил.

ВАЛЕНТИНА. Влезайте через окно и присоединяйтесь.

ПЕТР. Ну, такой подвиг мне пока что не по плечу… Я молодею гораздо медленнее, чем Вы.

ВАЛЕНТИНА (смеется). Да… Мужчины вообще плохо адаптируются…

ПЕТР. Да ну ладно Вам.

ВАЛЕНТИНА. А все потому, что Вы им не доверяете. Вы думаете головой, и сомнения мешают Вам поверить.

ПЕТР (обидевшись). Думаю, чем умею. Другими местами не обучен…

ВАЛЕНТИНА. Миль показал мне зимние квартиры, куда мы переедем, показал забитые едой хранилища, бассейны, тренажерные залы, залы для коктейлей и торжественных собраний. На складах всего навалом: одежда, мебель, телевизоры, прочая техника. Нет только телефонов, ну и Интернета.

ПЕТР. Вот именно, связь односторонняя.

ВАЛЕНТИНА. Неужели Вы думаете, что с Вашей дозой облучения, без них. Вы были бы еще живы?

ПЕТР. Вот именно. А зачем?

Издали слышен голос Татьяны «Петр Вениаминович! А-у-у… Я Вас вижу!»

ВАЛЕНТИНА. Успех у дам обязывает.

ПЕТР. Ради Бога, меня здесь не было. (Исчезает.)

В оконном проеме показывается Татьяна, она тоже значительно помолодела, и от заигравших вновь гормонов, кажется, совсем сумасшедшей.

ТАТЬЯНА. Ау-у! Где этот проказник? Куда ты его спрятала?..

ВАЛЕНТИНА. Разрешаю обыскать всю комнату. Начинай со шкафа.

ТАТЬЯНА (хохочет). Валечка! Представь, вчера местный доктор сказал мне… Ты не поверишь… Сказал. Что я могла бы… забеременеть… Представляешь! Это в моем то возрасте! (Пытается залезть в комнату через окно). Тебе это чудовище говорило такие вещи? А?.. Может это он всем так говорит? Может он так с нами заигрывает?.. Ой, шалун!.. Ну, помоги же, Валька!

Валентина помогает Татьяне влезть через окно. Обе хохочут. Затем Валентина неожиданно серьезно.

ВАЛЕНТИНА. А я все реже думаю об Игоре, и уже совсем не хочу позвонить в Москву… Жалко только, цветы засохли… А Игорь, наверное, долго не переживал по поводу моего исчезновения… Я почти уверена, гложет его только невозможность доказать свое право на квартиру… Какая далекая, чужая жизнь…

ТАТЬЯНА. А ты помнишь, какая у нас в Москве была пенсия? Курам на смех… И это в благодарность за все авралы, переработки, субботники, за весь наш… подвиг, конечно, подвиг, одни собрания чего стоили… Сколько мы их вынесли. В смысле высидели?.. (меняя тему) Слушай, а ты знаешь, что в большом зале, теперь танцуют не танго и вальс, как раньше, а твист, рок-н-ролл, чунгу-чангу и ламбаду!!!

Татьяна в радостном порыве показывает все движения, какие знает из вышеперечисленных танцев.

Почему ты не ходишь на танцы?

В дверь комнаты осторожно стучат. На пороге возникает Миль, он выглядит уставшим и растроенным..

МИЛЬ. Добрый день. Я с приветом от Сельфа.

ВАЛЕНТИНА. Танечка, не могла бы ты…

ТАТЬЯНА. А?.. А-а-а… О-о-о… У! Конечно, конечно!!! Меня уже нет. (Лезет обратно через окно)

ВАЛЕНТИНА. Можно в дверь.

ТАТЬЯНА. Нет уж, нет уж... Мы как пришли, так и… Ой!.. Нет-нет, я совсем не упала, все в порядке! Это было эффектное акробатическое сальто! (Смеясь, удаляется)

Пауза.

ВАЛЕНТИНА. Почему он так долго не появляется?

МИЛЬ. Сельф просил узнать, действительно ли ты по-прежнему так сильно хочешь в Москву?

ВАЛЕНТИНА. Я… Я уже не знаю… Мне надо увидеться с Сельфом.

МИЛЬ. Из за твоего дела возникли неприятности.

ВАЛЕНТИНА. У Сельфа?

МИЛЬ. Не только. С вашим правительством очень сложно вести переговоры.

ВАЛЕНТИНА. Передай Сельфу, что я не хочу в Москву. Я хочу остаться здесь. Если надо я подпишу бумагу.

МИЛЬ (слабо улыбается). Сельф будет рад твоему ответу. Но, боюсь, теперь уже поздно.

ВАЛЕНТИНА. Что поздно? Почему поздно?

Миль уходит. Пауза.

В окно заглядывает голова незнакомого старичка.

СТАРИЧОК. Давно хотел с вами познакомится. И вот наконец, решился.

ВАЛЕНТИНА. А… Что?

СТАРИЧОК. Афиногенов Денис Дмитриевич. Можно просто Денис.

ВАЛЕНТИНА (автоматически). Валентина.

ДЕНИС (заговорщицки). А мы с вами в некотором смысле ровестники.

ВАЛЕНТИНА. Как это?

ДЕНИС. А мы в один день сюда прибыли. Помните, я недалеко от вас валялся. Только я тогда очень непрезентабельный вид имел. Даже вспоминать противно.

ВАЛЕНТИНА. Ну так, и не вспоминайте.

ДЕНИС. И не буду. (Лихо запрыгивает на подоконник.)

ВАЛЕНТИНА. Простите, я хотела бы побыть одна.

ДЕНИС (не слыша ее). Вот все говорят, что хозяева наши, мутанты эти, собираются на нас опыты ставить. А я так думаю, пусть ставят. Нам не привыкать. То, что с нами в родной стране делали – это что, не опыты что ли? А? Только здесь при этом кормят хорошо. Так что, вы как хотите, а я этих бунтовщиков-революционеров не поддерживаю.

ВАЛЕНТИНА. Каких бунтовщиков?

ДЕНИС. А вы что, ничего не слышали?

ВАЛЕНТИНА. Нет, а что?

ДЕНИС. Ах, ну да, вы же – фаворитка Сельфа. При вас ни о чем таком не говорят.

ВАЛЕНТИНА. Да в чем дело, расскажите же, не томите.

ДЕНИС. Чтобы меня потом предателем, провокатором назвали? Ну уж, нет. (собирается спрыгнуть с подоконника, Валентна его удерживает, хватая за грудки.)

ВАЛЕНТИНА. Ах, ты мерзкий старикашка! Ты зачем сюда пришел? Загадки загадывать! А ну выкладывай все, что знаешь!

ДЕНИС. А что я знаю, я ничего не знаю… Я только слышал, что переворот готовиться. Наши хотят мутантов свергнуть. Свою власть установить…

ВАЛЕНТИНА. Бред какой! А кто вас всех вылечил? Кто вас одевает, кормит… Да как вы без них жить будете?

ДЕНИС. Вот и я говорю, от добра добра не ищут. А они говорят: свобода. (старичок вывернувшись, освобождается из рук Валентины). Только, если что не выдавайте меня, я ничего не говорил. (Удаляется.)

ВАЛЕНТИНА. Бунтовать в раю? Они с ума сошли… Надо предупредить Сельфа. Или он уже все знает, Миль говорил про неприятности… Но те неприятности связаны с моим делом. А этот бунт…. Ничего не понимаю! (Убегает.)

 

Беседка  К ней дут Миль и Валентина.

МИЛЬ. Сельф подойдет сюда, в доме вам лучше не встречаться. Там неспокойно.

ВАЛЕНТИНА. Ты передал ему все, что я просила?

МИЛЬ. Говорили нам старейшины не связываться с людьми, а мы… Хотели как лучше…

Уходит. По одной из дорожек в спортивном костюме бежит Татьяна.

ТАТЬЯНА. Физкультпривет. Как тебе моя фигурка? Еще чуть-чуть и смогу стриптиз танцевать.

ВАЛЕНТИНА. Удачи.

ТАТЬЯНА. Приходи вечером на танцы, там сегодня будет интересненько!

ВАЛЕНТИНА. А что там будет?

ТАТЬЯНА. Секрет. Физкультпривет. (Убегает.)

Появляется Сельф

ВАЛЕНТИНА. Наконец то. Тебя опять так долго не было. Я…

СЕЛЬФ. Да. Я тоже…. Но сейчас нам надо серьезно поговорить.

ВАЛЕНТИНА. Они готовят какой-то бунт, они хотят вас свергнуть, они сошли с ума.

Сельф вытаскивает  традиционные банки верескового меда, одну пододвигает ей.

СЕЛЬФ. Это еще не самое страшное.

ВАЛЕНТИНА. Как?.. Миль говорил мне про неприятности. Что-то случилось?

СЕЛЬФ. К сожалению, да... Миль передал мне, что ты больше не хочешь в Москву.

ВАЛЕНТИНА. Мне теперь кажется, что все, что было там – страшный сон, от которого я, наконец, проснулась. Правда не надолго, потому что сейчас начинается какой-то новый кошмар.

СЕЛЬФ. С местной революцией мы справимся, но…

ВАЛЕНТИНА, Что «но»?

СЕЛЬФ. По твоей просьбе я стал выяснять возможность ошибки с твоим перемещением к нам. Ваше правительство уцепилось за саму возможность ошибки и теперь требует твоего возвращения.

ВАЛЕНТИНА. Чушь какая то… На что я им сдалась?

СЕЛЬФ. Ты то им, конечно, не нужна. Но в договоре есть пункт о неустойке. Сумма совсем не маленькая. Мы подписали, так как были уверены, что ошибки исключены.

ВАЛЕНТИНА. А если никакой ошибки не было, если я все это придумала, чтобы вернуться домой. От отчаяния…

СЕЛЬФ. Теперь это уже не имеет значения. Им нужны деньги. Они уже давно искали повода подвести нас под неустойку. А тут такой удобный случай.

ВАЛЕНТИНА. Значит, из-за меня вы понесете большие убытки?

СЕЛЬФ. И еще не сможем оставить тебя здесь.

ВАЛЕНТИНА (плачет). Какая же я дура, дура, дура… Скажи, А потом, после возвращения, спустя какое-то время я смогла бы сюда вернуться? Вам ведь нужны вольнонаемные? Я добросовестная, работящая, смогу быть вам полезной. Я приеду и наймусь к вам на работу! .В Москве мне делать нечего. Игорь меня точно уже не ждет... Но меня же не возьмут после этой неустойки, да…

СЕЛЬФ. Обычным поездом в нашу страну не доедешь… Но главное… Дело в том, что, отправляя кого-либо обратно, мы обязаны стереть у него всю память о нас и обо всем, что он здесь видел.

ВАЛЕНТИНА. Что? Это значит, что я и тебя забуду? (Сельф кивает. Валентина плачет.) Господи! Что же я наделала? Сколько вообще ошибок я наделала в своей жизни…

СЕЛЬФ. Человеку свойственно ошибаться. Ему трудно постичь смысл цепи событий, вытекающих даже из третьего поступка, не говоря уж о тринадцатом-четырнадцатом.

ВАЛЕНТИНА. А вы? Вы ведь не люди!

СЕЛЬФ. Мы можем больше вас, но и мы не боги.

ВАЛЕНТИНА (вдруг обнимает его лохматую голову и шепчет.). Сельф, я хочу родить от тебя ребенка, я поняла, я люблю тебя. Пусть я забуду тебя там, в Москве, но…  

СЕЛЬФ. Не проси у жизни того, к чему не чувствуешь себя совершенно готовой. Если  что-то не дается – не настаивай. Про ребенка ты ведь только что придумала, но он у тебя, возможно и будет. Но… у нас другой план. Ты должна быть связующим звеном между нашими мирами. Нашим послом в своем мире.

ВАЛЕНТИНА. Но ведь, оказавшись там, я все забуду.

СЕЛЬФ. Мы все меняемся, если движемся вперед. Но важен не сам факт изменения, а как мы входим в изменяющий нас период жизни. Если мы в спокойствии и самообладании встречаем события, выпадающие нам, мы обязательно найдем в них зерно мудрости.

ВАЛЕНТИНА. Сельф, милый, я не понимаю.

СЕЛЬФ. Твой разум все забудет, но останется сердце. Ты вернешься совсем другая.

Вбегает Миль.

МИЛЬ. Там в столовой митинг. Сельф, наши без тебя не знают, что делать.

Столовая, обитатели «Дома престарелых» все те же, почти все помолодевшие, полные сил и энергии. Они галдят и гудят, как расшалившиеся школьники на перемене. Небольшая группа организует скандирование «Свободу! Свободу!» Входят Миль, Сельф и Валентина.. Гул постепенно стихает.

СЕЛЬФ. Чем Вы недовольны? У вас невкусный обед? Вас плохо лечат?

ПЕТР (выходя вперед, как парламентарий). Мы хотим знать правду!

СЕЛЬФ. Какую именно правду вы хотите знать?

ПЕТР. От начала и до конца.

СЕЛЬФ. Вы ее знаете. Ваше правительство избавилось от вас, поскольку ваша медицина не в состоянии лечить старость. Мы взялись вас вылечить и предоставить нормальные условия для жизни.

ПЕТР. Зачем вам это надо? Какие опыты вы над нами собираетесь проводить?

СЕЛЬФ. Опыт по возвращению молодости и работоспособности.

ТАТЬЯНА. А что с нами будет дальше, когда мы достаточно омолодимся?

СЕЛЬФ. Каждый выберет себе занятие по душе.

ДЕНИС. А если я не хочу ничем заниматься?

СЕЛЬФ. Будете просто жить.

ПЕТР. Ерунда! Вранье! Красивая сказка для идиотов!

ВАЛЕНТИНА. Почему вы не верите?

ПЕТР. А почему мы все здесь связаны с Чернобылем?!

Пауза.

СЕЛЬФ. Да, это единственная правда, которую вы не знаете.

ПЕТР. Вот!!! Я говорил. Что здесь кроется тайна!!!

СЕЛЬФ. Для вашего пребывания здесь это ничего не меняет.

ГОЛОСА. Говори! Говори… Пусть говорит!

Сельф поднимает руку, устанавливая тишину.

СЕЛЬФ. Мы выправляли сдвиг тектонических плит. мы делаем это время от времени уже много веков. Земля деформируется, и кто-то должен ее восстанавливать.

ГОЛОСА. Причем тут Чернобыль?

СЕЛЬФ. Ваша станция оказалась на границе сдвига. Катастрофа была почти неизбежна, но крошечный шанс ее предотвратить все же был. Так что получается, что мы перед вами виноваты. Когда встал вопрос, кого забирать и лечить в первую очередь, мы сразу вспомнили о Чернобыле. Вот и все. Да, еще мы почти всегда забирали тех, кого ваши врачи приговорили, кому там оставалось жить несколько месяцев.

Пауза.

МИЛЬ. Если собрание продлится еще несколько минут, обед придется разогревать заново.

СЕЛЬФ (Валентине). Пойдем, остаток дня я хочу провести с тобой вдвоем.

Уходят. Народ еще некоторое время гудит, затем садится обедать.

 

 

 

Больничная палата. Валентина лежит под капельницей. Возле нее Наташка с кульком гостинцев. Валентина с трудом открывает глаза, не сразу понимая. Где она. Видит улыбающуюся Наташку, капельницу.

НАТАШКА. Тетя Валь, ну как вы сегодня, лучше? Врачи говорят, что кризис миновал.

ВАЛЕНТИНА. А меня сюда, наверное, из-за нового телефона положили. Набежали, стали чем-то колоть… Дальше не помню.

НАТАШКА. А вчера вы и этого не помнили. Значит, дело идет на поправку.

ВАЛЕНТИНА. Мне такой сон снился! Там были вересковые пустоши… Я потом обязательно расскажу. Мне кажется, вся моя никчемная жизнь после этого сна пойдет по-другому. Ой, а как ты здесь, там же Стасик!

НАТАШКА. Стасик с няней. Я на работу хорошую устроилась. Так что я скоро уже побегу, а вечером Игорь придет.

ВАЛЕНТИНА. Игорь?

НАТАШКА. Он каждый день приходил, пока вы без сознания были.

ВАЛЕНТИНА. Каждый день! Ничего не понимаю…

НАТАШКА. Везет вам, такой мужчина!

ВАЛЕНТИНА. Но мы ведь расстались… ты ничего не путаешь?

НАТАШКА. Он еще телефон этот новый, безкнопочный, выбросил. Так что у вас теперь дома снова обыкновенный.

ВАЛЕНТИНА. Сельф... Это – Сельф!

НАТАШКА. Что?

ВАЛЕНТИНА. Ой, Наташа… Хорошо то как… Жить то как хочется…